Поиск по сайту
  • Москва, ул. Маршала Рыбалко, д. 2, к. 9, помещ. 918, ком. 1
  • info@np-project.ru

Госдума не спешит со вторым чтением поправок о компфондах СРО

На рассмотрении Госдумы все еще находится законопроект, который призван ужесточить банковский контроль за использованием средств компфондов СРО. Поправки успешно прошли первое чтение еще в декабре 2020 года.

Законопроект № 909970-7 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации (об установлении права кредитной организации отказать в осуществлении перевода со специальных банковских счетов денежных средств компенсационных фондов саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства)».

В Государственную Думу 27 февраля 2020 года были внесены поправки к Градкодексу, касающиеся регулирования компенсационных фондов СРО строителей, изыскателей и проектировщиков. Законопроект № 909970-7 подготовила рабочая группа ГД по законодательному обеспечению государственной политики в сфере долевого строительства во главе с депутатом Госдумы Ириной Яровой.

Действующие правила

Градостроительный кодекс устанавливает требования к размещению компенсационных фондов СРО строителей, изыскателей и проектировщиков. К примеру, предусмотрено, что компфонды могут размещаться только на специальных банковских счетах, открытых в российских кредитных организациях, соответствующих требованиям Правительства России. Наряду с этим Градкодекс определяет случаи, при которых допускается перечисление банком средств компенсационного фонда. К их числу относятся:

  • возврат ошибочно перечисленных средств;
  • размещение или инвестирование средств компфонда в целях их сохранения и увеличения;
  • осуществление выплат из средств компенсационного фонда в предусмотренных Градостроительным кодексом случаях (речь идет о наступлении субсидиарной или солидарной ответственности членов СРО);
  • уплата налога на прибыль, исчисленного с дохода, полученного от размещения средств компенсационного фонда в кредитных организациях;
  • перечисление средств компенсационного фонда саморегулируемой организации ее Национальному объединению, в установленных законом случаях (речь о лишении организации статуса СРО).

Кроме того, Федеральный закон N 447-ФЗ “О внесении изменений в Градкодекс”, принятый 30 декабря 2021 года, дополнил перечень случаев, допускающих перечисление средств со спецсчета СРО, следующими основаниями:

  • перечисление компфондов на специальный банковский счет, открытый в иной кредитной организации, соответствующей требованиям, установленным Правительством (допускается при закрытии спецсчета в банке, который перестал соответствовать требованиям закона);
  • перечисление взноса предпринимателя, перешедшего в СРО из своего субъекта (средства зачисляются на спецсчет новой СРО);
  • возврат взноса, излишне уплаченного членом СРО, если на спецсчет поступили средства Национального объединения СРО (права на компфонды саморегулируемой организации, размещенные на специальных банковских счетах, принадлежат владельцу счетов, но при исключении СРО из госреестра права на средства переходят к Национальному объединению, которое в дальнейшем перечисляет их на счета тех СРО, в которые вступили члены саморегулятора, лишенного статуса).

Что предлагают зависшие в Госдуме поправки?

В пояснительной записке к законопроекту № 909970-7 отмечается, что на законодательном уровне не урегулирован вопрос «о контроле кредитной организации за соответствием назначения и размера платежа, указанного в распоряжении о перечислении средств компенсационного фонда, содержанию документов, представленных саморегулируемой организацией в качестве основания для составления распоряжения, и установленным требованиям к направлению расходования таких средств».

Кроме того, по мнению авторов поправок, в России отсутствует правовой механизм, позволяющий банкам не выполнять распоряжение СРО о перечислении средств компфонда в случае непредставления соответствующих документов. Законопроект восполняет данный пробел и усиливает банковский контроль за использованием средств компенсационного фонда.

По действующим правилам, в течение трех дней со дня исключения сведений о саморегулируемой организации из госреестра орган надзора должен уведомить об этом банк, в котором размещены средства компенсационного фонда экс-СРО. Поправки сокращают этот срок до одного рабочего дня. Указанное предложение направлено на исключение злоупотреблений, связанных с выводом денежных средств на основании распоряжения организации, лишенной статуса СРО.

Авторы инициативы подчеркнули, что концепцию законопроекта поддержали: Минфин России, Минюст России, МВД России, ФНС России, Генеральная прокуратура Российской Федерации и Банк России.

Напомним, Ирина Яровая анонсировала данный законопроект еще в конце 2019 года. В настоящее время поправки размещены в системе обеспечения законодательной деятельности. В последний раз они упоминались в информации о реализации программы законопроектной работы комитетов Госдумы в период весенней сессии 2021 года.

Источник http://www.all-sro.ru/news/gosduma-ne-speshit-so-vtorim-chteniem-popravok-o-kompfondah-sro_22125541